Марина Александрова: "Когда дело касается детей, каждая становится мещанкой"

Марина АлександроваАктриса театра и кино Марина Александрова в семейном проекте "Звезда читает сказку", проходящем каждую субботу в Театре клоунады под руководством Терезы Дуровой, выступила со "Снежной королевой" Андерсена. В эксклюзивном интервью "Труду-7" актриса поведала о том, как она понимает дружбу, любовь, верность.

Несколько неожиданный выбор сказки "Снежная королева" для такой романтической героини и женщины, как Марина Александрова...

- Решила прислушаться к природе, когда думала, что же мне прочитать детям. Если бы была весна, возможно, остановилась бы на сказке Маршака "Двенадцать месяцев". Но поскольку на улице зима, да еще метель, то мне на ум пришла "Снежная королева", и я даже ощущала присутствие ее героини.

- Актриса и режиссер Рената Литвинова в свое время утверждала, что ее любимая героиня - Снежная королева, потому что она думает о вечности, заставляя Кая складывать это слово из осколков льда.

- Мне эта героиня не близка, потому что я совсем другой человек - мягкий, добрый, не коварный. К тому же, в отличие от Снежной королевы, я абсолютно не думаю о вечности. Для меня важен сегодняшний день. Я сейчас хочу быть счастливой, а не в далеком будущем.

- Тогда Герда - родная душа или, может, принцесса?

- Всю жизнь, от детского сада до кино и театра, меня выбирают на роли принцесс, тогда как я страстно хотела играть маленьких разбойниц, Бабу-ягу в молодости или какую другую хулиганку. В моем характере много неформального, бунтарского, шального. Вопреки своей внешности я могу быть оторвой.

- Но в школе вы были примерной девочкой, а в музыкальной школе играли на арфе. Кстати, не возникало желания сыграть перед детьми на арфе?

- Чтобы чувствовать струны инструмента, нужна ежедневная тренировка, а я уже десять лет не играю. У меня нет мозолей, необходимых для того, чтобы музицировать на арфе. Раньше я любила шутить: "Должна была стать арфисткой, а стала артисткой".

- Разговаривая о сказке с детьми, вы подчеркнули, что верность - взрослое понятие. Думаете, дети лишены способности ценить верность?

- Мы понимаем, что такое верность, только тогда, когда узнаем, что такое предательство. В детстве потенциал любви так велик, что всех своих обидчиков мы или прощаем, или быстро забываем. Тот, кого мы любим в юности, никогда не бывает виновен.

- В таком случае зачем ваша героиня Софья в спектакле Римаса Туминаса "Горе от ума" все время обвиняет, провоцирует, конфликтует с другом юности Чацким?

- Потому что она любит Чацкого и боится, что он вновь ее бросит, как сделал это три года назад. Любовная история с Молчалиным - случайная и придуманная для Софьи. С помощью Молчалина она отчаянно пыталась забыть свою любовь, но все ее усилия оказались тщетны, как только Чацкий опять появился в Москве.

- Вам больше нравятся мужчины, похожие на Чацкого - дерзкие, независимые, со своим мнением, но при этом ненадежные в быту, или такие, как Молчалин - покорные, услужливые, эластичные?

- Разумеется, такие, как Чацкий. Но в своем предпочтении я не оригинальна.

- Ваш муж и партнер по спектаклю "Горе от ума" Иван Стебунов больше похож на Чацкого, которого он играет, или на Молчалина?

- По характеру, поведению, жизненным установкам Иван, конечно же, Чацкий и совсем не Молчалин. Но при этом между актером и его героем есть разница.

- Иван Стебунов приехал из провинции, как Молчалин, и ему пришлось завоевывать свое место в столице, не имея при этом ни связей, ни денег, в отличие, кстати, от вашего партнера по телевизионному фильму "Звезда эпохи" Александра Домогарова.

- Мне тоже пришлось бороться за свое место в Москве, потому что я приехала из Петербурга без связей и материальной поддержки. Еще и поэтому Ваня мне близок.

- Актриса театра "Современник" Ольга Дроздова рассказывала мне в интервью, что она, будучи провинциалкой, не имея московской прописки, не надеялась попасть в труппу прославленного театра "Современник", и для нее это стало подарком судьбы. Вы тоже считаете, что с театром вам крупно повезло?

- Еще бы! "Современник", на мой взгляд, один из самых интеллигентных театров Москвы, и это проявляется буквально во всем - в выборе репертуара, в отношениях с коллегами, со зрителями. Кстати, сказку "Снежная королева" я читала вслед за выступлением Ольги Дроздовой и Дмитрия Певцова. А сказку "Русалочка" в Концертном зале Чайковского - после Чулпан Хаматовой (она читала "Спящую красавицу"). Все актеры "Современника" охотно поддерживают добрые инициативы и начинания своих коллег. Хотя у меня пока нет своих детей, как у Ольги Дроздовой и Чулпан Хаматовой, я считаю, что публичные люди, будь то актеры, политики, спортсмены, обязаны, что называется, вносить свою лепту в заботу о детях.

- В спектакле "Три сестры" вы играете роль мещанки Наташи.

- Никто в театре сначала не мог и предположить, что Галина Борисовна даст мне роль жены Андрея Прозорова Наташи. В Наташе я с радостью быстро обнаружила очень много хороших качеств, несмотря на ее в чем-то якобы мещанские мысли и поступки. Во-первых, Наташа - единственная из всех женщин, кто продолжает род Прозоровых. Символично, что в финале пьесы Наташа ждет третьего ребенка. Во-вторых, из всех героев пьесы Чехова только моя героиня является человеком дела, тогда как все другие только заняты меланхоличными размышлениями, от которых весь дом рушится как карточный домик. В-третьих, в отличие от трех сестер, Наташа хоть завтра могла бы уехать в Москву, если бы захотела, но она этого не делает, потому что она не беглец по натуре, не мечтательница и не глупая искательница необыкновенной любви. Она - мать, жена и хозяйка. Просто когда дело касается детей, каждая женщина становится мещанкой. Я счастлива, что Галина Борисовна обнаружила во мне задатки мещанки, а заодно и материнский инстинкт.