Права на любовь

Самая красивая пара сталинской эпохи стала предметом скандального разбирательства. Наследники поэта и актрисы грозят судом производителям сериала "Любовь к тебе, как бедствие"

Эта пара была одним из самых красивых символов сталинской эпохи. Своим современникам Валентина Серова и Константин Симонов казались живым воплощением мифа об идеальной любви Актрисы и Поэта. В действительности миф оказался такой же сказкой, как и фильмы, в которых снималась "девушка с характером".

В разгар Великой Отечественной Страна Советов с одинаковым увлечением зачитывалась стихами Симонова, посвященными его жене, и обсуждала роман кинозвезды с маршалом Рокоссовским. Этот любовный треугольник в народе окрестили ССР - Серова, Симонов, Рокоссовский. Рассказы о том, как "разбил" его сам товарищ Сталин, до сих пор передаются из уст в уста. А драматическая история взаимоотношений Серовой и Симонова уже не один десяток лет привлекает пристальное внимание падких до "жареного" литераторов и кинематографистов.

Книги о трагической судьбе Валентины Серовой и ее отношениях с Симоновым, вышедшие в последнее время, не вызвали особого резонанса. Зато известие о съемках восьмисерийного телесериала о прославленной паре "Любовь к тебе, как бедствие" с самого начала прозвучало заявкой на скандал.

Название, достойное "жестокого" романса, и имя режиссера-постановщика - Юрия Кары, тяготеющего к сенсационным проектам, насторожили многих. А вскоре начались разговоры о натурализме показываемых в фильме любовных сцен. Играть их предстоит Марине Александровой (Серова) и Александру Домогарову (Симонов). На "Мосфильме" рассказывают, что на роль Серовой пробовалась очень похожая на нее актриса, но в кадре появилась совсем не похожая, зато более "раскрученная" старлетка.

Выбор на роль Симонова главного героя-любовника российского кино многим зрителям наверняка покажется странным. Портретного сходства с Константином Михайловичем у Александра Борисовича не наблюдается. И картавить, как Симонов, Домогаров не будет. Режиссер успокаивает - "внутреннее совпадение артиста с героем гораздо важнее внешнего сходства". Возможно. И наверняка безопаснее на случай разбирательств с родственниками героев. А разбирательства уже начались. Наследники Симонова и Серовой недовольны тем, как будут показаны в фильме их отец и мать. Разгорающийся скандал усиливают слухи о... втором сериале с теми же героями, который собирается снимать Первый канал.

ЗА

"Прошлое все видят по-разному"


Юрий КАРА, режиссер-постановщик сериала "Любовь к тебе, как бедствие"

В своем фильме я пытаюсь быть правдивым. Но прошлое все видят по-разному. Дети Симонова не были свидетелями описываемых событий. Имеют ли они право о них судить?

Я читал архивные документы, воспоминания Симонова, его стихи. Я хочу показать, каким мужественным человеком был Симонов, и не понимаю его сына, выступающего против нашего фильма. Я спрашивал его: "Кому будет плохо, если люди узнают, каким замечательным человеком был ваш отец?". А он заявляет, что мы снимаем "просталинский" фильм.

Мария Кирилловна - дочь Симонова и Серовой - говорит, что мы хотим очернить имя ее матери. Да не очернить, а возвысить! У нас нет ни одного кадра, принижающего образ этой чистой и обаятельной женщины. Да, этот проект начинался с натуралистичного сценария Натальи Шинборецкой, но, когда я пришел на картину, сразу заявил, что у нас не будет этого "взгляда через замочную скважину". В соавторстве с Натальей Пушновой, автором книги о Серовой, мы написали совсем другой сценарий - историю прекрасной и трагической любви. Когда Симонова спрашивали о личной жизни, он говорил: "Читайте мои стихи". А сейчас его дети не разрешают нам использовать стихотворение "Жди меня".

Мы готовы поменять фамилии главных героев, чтобы успокоить их родственников. Но история самой красивой любви ХХ века не должна умереть.

ПРОТИВ

"Не собирать же банальные апокрифы"


Алексей СИМОНОВ председатель фонда защиты и гласности

Создатели сериала не считали нужным уведомить нас о том, что снимается такое кино. О сериале мы узнали практически случайно. Когда же нам все-таки дали прочитать сценарий, мои замечания заняли 12 страниц, а замечания моей сводной сестры Маши - пятнадцать.

По нашему мнению, авторы сценария постарались собрать все самые банальные апокрифы о Серовой и Симонове, включая самые пошлые анекдоты. Эта "обескровленная плоть" стала основным источником их материала. Вопрос об авторстве сценария остается не вполне ясным. На нынешнем его варианте написано - Наталья Пушнова и Юрий Кара. Но Кара, насколько я могу судить, занимался переработкой сценария Пушновой. Судя по всему, он добавил в него большое количество заимствований из разных текстов Симонова и при этом сделал вещь абсолютно недопустимую с точки зрения моего отца. Отец всегда проводил очень резкую грань между своими дневниковыми записями и художественной прозой, никогда не смешивая то и другое. Кара же, рассказывая о войне, назвал именами реальных людей героев художественной прозы. Так, вместо Лопатина у него стоит Симонов, а вместо его главного редактора - редактор Симонова Ортенберг. В сценарии есть и другие подобные "подмены". В этом материале чудовищное количество ляпов и грубых натяжек - и исторических неточностей, и просто бессмысленных и бестактных вещей. И касаются они не только моего отца, но и других известных людей.

Когда мы с Машей высказали свои замечания, нас заверили: "Мы все исправим! Давайте только заключим договор, в котором вы дадите свое согласие на использование принадлежащих вам материалов". Насколько я могу судить, в ООО "Сеними" не очень понимают или не хотят понимать суть наших претензий. Им проще считать, что все дело в более выгодном соглашении, которое мы якобы заключили с Первым каналом, собирающимся снимать свой сериал о Симонове и Серовой.

На самом деле мы не можем добиться от Первого канала сколько-нибудь внятного объяснения его намерений. Когда мы через юристов заявили руководству Первого о своем желании посмотреть сценарий, нам ответили, что хозяйство у них слишком большое и отыскать сценарий не так-то легко. "В любом случае, - заверили их, - авторские права будут обязательно соблюдены". На фоне имеющейся у нас информации о том, что съемки сериала должны начаться уже в мае, это звучит очень "обнадеживающе"!

Насколько я понимаю, производитель сериала "Любовь к тебе, как бедствие" останавливаться на полпути не собирается. Кара, рассказывающий о том, как он нежно любит Симонова и Серову, снимает то, что считает нужным. Я видел картины Юрия Кары. За исключением одной из них - "Завтра была война", они поражают своим дурновкусием. Может быть, все действительно обойдется, и в этом сериале все будет иначе. Не знаю. Посмотреть отснятый материал нам пока никто не предлагал. Значит, у ООО "Сеними" на это есть причины?

Мы продолжаем надеяться на благополучный исход событий. Авторское право в нашей стране еще никто не отменял. Со своими соображениями и претензиями по поводу сериала мы обратились в московское правительство. У меня есть надежда, что оно правильно отреагирует на наше обращение.

Досье МН

КОММЕНТАРИЙ

Белова вместо Серовой?

По просьбе "МН" создавшуюся ситуацию прокомментировал адвокат МКА "Клишин и партнеры", директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир ЭНТИН, представляющий интересы наследников Симонова и Серовой: - Нравится или не нравится это создателям фильма, но авторские права, принадлежащие наследникам, должны быть соблюдены. В соответствии с гражданским законодательством РФ, создатели фильма должны получить у наследников письменное разрешение в отношении использования любых материалов и тем, связанных с личной жизнью героев. По статье 48 Закона об авторском праве и смежных правах, продукция, выпущенная с нарушением авторских прав, считается контрафактной, какими бы художественными достоинствами она ни обладала с точки зрения производителя. Нормальное распространение произведения, считающегося контрафактным, может оказаться невозможным.В случае нарушения законодательства к нарушителям могут быть применены меры, предусмотренные законом".

Позиция правопреемников Симонова и Серовой была доведена адвокатом до сведения руководителей кинокомпании "Сеними". Ответ был предельно кратким: "Сожалеем, что наследники В.Серовой и К.Симонова настаивают на изменении имен своих достойных родителей. Это требование будет исполнено". Судя по всему, в "Сеними" считают, что изъятие из ткани "опасного" фильма настоящих фамилий главных героев поможет им укрыться от гнева негодующих родственников на спасительной территории произведения "по мотивам".

Что же дальше? Суд? По утверждению Владимира Энтина, наследники главных героев сериала заинтересованы отнюдь не в закрытии фильма, а в соблюдении духа и буквы Закона об авторском праве.

Наверное, скандальный сериал все-таки будет показан, но главную его героиню, вполне возможно, будут звать не Серовой, а ... Беловой.

Елена Ланкина