Женщину Симонова и Рокоссовского запретили к показу

Режиссер Юрий Кара закончил съемки восьмисерийного фильма о судьбе знаменитой актрисы сталинской эпохи Валентины Серовой и ее шумных романах с писателем
Константином Симоновым и маршалом Константином Рокоссовским. В роли Валентины Серовой - Марина Александрова, в роли Симонова - Александр Домогаров.

Сериал назван цитатой из стихотворения Симонова - "Любовь к тебе как бедствие". И вот обстоятельства, возникшие вокруг него, действительно грозят стать бедствием для
его создателей. Против выхода фильма выступили родственники - сын Симонова от первого брака Алексей, дочь Серовой и Симонова Мария, некоторые другие. Что же не устраивает наследников?
Продюсер сериала Юрий Мацук говорит, что наследники не хотят, чтобы жизнь и судьба Серовой были выставлены на всеобщее обозрение, считают это вторжением в частную жизнь.

- Еще когда они прочитали сценарий, то были против. Они не хотят, чтобы в картине стояли фамилии Серовой и Симонова. К сожалению, кинокомпания, которая начинала фильм, своевременно не урегулировала все эти проблемы. Я с большим трудом упросил родственников посмотреть ленту на кассетах. Сейчас мы добиваемся права использовать в фильме хотя бы некоторые стихи Симонова и согласны поменять
все фамилии, потому что дело зашло слишком далеко. На всех телеканалах лежат их письма. Сериал не покажет никто, пока там не получат бумагу об урегулировании всех авторских вопросов.


Поговорить с режиссером Юрием Карой оказалось непросто. "Мне официально запретили давать интервью", - сказал он. Но все-таки нам удалось выяснить у него некоторые обстоятельства этого скандального дела.

- Знаете, я учился у Сергея Аполлинарьевича Герасимова, и он мне рассказывал, что у фильма "Чапаев", признанного шедевра, нашелся-таки один противник. Это была его дочь. Она везде говорила, что Чапаев был не таким, как в фильме. Так
что с родственниками отношения всегда самые сложные. Я уже не ищу причин, по которым они не хотят. Да, мы своих героев вывели такими. Ну что с этим поделать?
Кто-то любил Серову, кто-то ее не любил. Алексею неприятно, что ради нее отец бросил его, когда ему было два года, и потом они практически не общались. Для него она женщина, ради которой бросили его мать. Он считает, что стихотворение "Жди меня" посвящено его матери. Маша считает, что оно посвящено ее матери. У них у самих нет согласия. Что говорить о нас?

- Какую серьезную статью об авторских правах наследников вы нарушили?

- Особо преследуется, если раскрыта семейная тайна или опорочено имя. Мы не
порочим, и мы пользуемся фактами или материалами, которые так или иначе уже были
показаны по телевидению, и никогда они не опротестовывались.

- С кем из родственников вы лично общались?

- С третьей дочерью я не встречался, с Алексеем только разговаривал по телефону.
Мне Маши, дочери Серовой, хватило.

- Она больше всех переживает?

- Вначале она переживала, чтобы в фильме не было никаких негативных моментов о
жизни матери. Мы убрали все негативное, но она опять против. Она пришла на
пресс-конференцию, посвященную началу съемок, и в присутствии всех устроила
скандал, что ее, дочь Серовой, мы даже не поставили в известность. Мы с Мариной Александровой подошли к ней, и она поцеловала Марину и благословила ее на роль.
Об этом написали в прессе. После этого я вдруг получил от нее письмо, что она не
благословляла Марину и обратится в суд.

- Известно, что Симонов в конце жизни попросил уничтожить все его письма к Серовой, но они звучали в телефильме - я своими ушами слышала. Вы что-то об этом знаете?

- Перед смертью Симонов отдал Маше письма, чтобы она их уничтожила. Она их
уничтожила, но предварительно, что успела, переписала. У нее есть свои
экземпляры. Она их давала Наталье Пушновой, которая писала книгу о Серовой, и та
их опубликовала. Симонов просил сжечь письма, Маша их сохранила, а теперь еще
обижается.

- Почему они не дают вам права на использование стихов Симонова?

- За их использование надо платить. Хотя я видел одну из серий "Ментов", где некий уголовник, отправляясь на дело, говорит другому: "Жди меня, и я вернусь,
только очень жди". И никаких возражений у родственников это не вызывает. Уголовникам можно, а нам почему-то нельзя.

- Я слышала, что в процессе съемок у вас возник конфликт с Домогаровым и
Александровой. Что вы, мол, заменили их на статистов, что и озвучивать их будут
другие актеры. Это правда?

- Поскольку эти образы в фильме теперь будут еще более собирательные, менее
документальные, то будет и соответствующее исполнительское решение.

- Значит, поссорились?

- Не то чтобы поссорились: там нужно много петь, а Александрова петь не умеет.
Нужно читать стихи, а мне не нравится, как Домогаров их читает. Я не говорю уже
о фигуре, не подходящей для купания в бассейне в полуодетом виде. Именно там
прибегли к услугам статистки. Актеры люди подневольные, они должны выполнять
волю продюсеров и режиссеров. В "Красотке" за Джулию Робертс, когда было необходимо, тоже снимали другую актрису: там, где показывают ноги и есть полуобнаженные сцены.

- Марине это, наверное, не понравилось?

- Я не спрашивал, нравится это Марине или нет, просто взял другую. Мы не общаемся. Я знаю, она увлечена другой работой и совершенно о нас забыла. Попробуем справиться без нее.

- А с Домогаровым нормальные отношения?

- Мы не друзья, скажем так. У нас были производственные отношения, они закончились.

- Как же вы будете озвучивать, когда нет отношений?

- Вы за нас не волнуйтесь, как-нибудь разберемся.

- Почему вы решили делать фильм именно про Серову? Она ваш кумир или вам нравится такой тип женщины?

- В кино того времени Орлова была почтальоншей, Ладынина - свинаркой, а Серова - просто женщиной. Ее судьба уникальна. От высочайшего взлета любимицы Сталина и
народа до трагического финала, когда она, больная, одинокая, брошенная всеми, в итоге спилась. Она была на сцене с девяти лет. Ее мать - известнейшая актриса Малого театра Половикова. Вы ее помните по фильму Пырьева "Идиот", где она играла мать Гани. Серова с Симоновым были героями своего времени. Когда к власти пришел Хрущев, ему понадобились свои герои. Серова не смогла это пережить. Ей
перестали давать роли, Симонова Хрущев невзлюбил. Трагическая судьба, трогательная, нежная женщина. Символ женственности, которой не надо было быть ни
почтальоншей, ни свинаркой, чтобы завоевать сердце человека.

- Какими могут быть последствия скандала?

- Мы поменяем имена, будет не Серова, а, например, Седова, и не воспользуемся
какими-то стихами. Будут просто обобщенные образы поэта и актрисы того времени. Поменяем название - "Любовь к тебе как бедствие" на, скажем, "Звезда эпохи СССР". Мы хотели бы показать сериал к 60-летию Победы. Надеюсь на лучшее, даже
если там не будет голосов Александровой и Домогарова. Все остальные: Ульянов - Жуков, Джигарханян - Сталин, Хрущев - Сухоруков, - будут озвучивать себя сами.
Один процент с другими голосами - не страшно.

Беседовала Наталья Ртищева