Марина Александрова: "В наших отношениях с Демидовым я была искренна"


"Таяние снегов" французского режиссера Лорана Жауи - пятый фильм двадцатилетней актрисы Марины Александровой. Едва поступив в театральное училище, Марина дебютировала в сериале "Империя под ударом", затем снялась в мелодраме "Северное Сияние" и сыграла Лизу, невесту Фандорина, в экранизации романа Бориса Акунина "Азазель". Однако, как призналась корреспонденту Страны.Ru сама актриса, очень многое в ее жизни изменилось после съемок "Последнего героя".

Марина, в "Последнем герое" Вы неожиданно стали сетовать, что соскучились по маме и папе. У Вас настолько близкие отношения с родителями?

У меня очень близкие отношения с родителями. Они "клевые", демократичные, и мои друзья любят бывать в нашем доме, потому что не возникает никакого дискомфорта. Родители могут сидеть вместе с нами за одним столом и все будут замечательно себя чувствовать - и друзья, и родители. У нас в семье изначально сложились дружеские отношения, мне всегда все было можно, ничего не запрещалось, но я всегда знала, что позволено в этой жизни, а что нет. Папа у меня военнослужащий, поэтому мое детство прошло в военном городке, в Венгрии.

Вы потом бывали в Венгрии?

К сожалению, нет. Но мне было бы интересно сейчас съездить, посмотреть. Ведь я там родилась. Хотя кроме военного городка, кроме стен и железного забора, ничего не помню. Так что каких-то ярких впечатлений о Венгрии нет. Правда, было очень весело, все дружили - и дети, и взрослые. Родители до сих пор общаются со своими друзьями из Венгрии.
Позже мы жили в военном доме в Петербурге, в доме-колодце. Все дети собирались в колодце, внутри дома, и у нас была куча игр - и казаки-разбойники, и вышибалы, и многое другое. Мы поселились в коммунальной квартире, где жило 13 семей. Представляете, коридор, куча комнат и в каждой по ребенку, если не по два. У нас была даже отдельная комната, так называемая "детская", где мы играли. Было очень весело.

Как Вы относитесь к теории об актерской удаче? Только ли удача способствует становлению актера?

На начальном этапе - конечно.

То есть вам повезло?

Мне - да. Мне кажется, что на начальном этапе большой плюс, если удача с тобой. Нужно, чтобы совпало: ты оказался в нужном месте в нужный момент, и именно твой режиссер тебя увидел. А потом, конечно, ты должна не только удачей руководствоваться, а постоянно доказывать свою состоятельность.

Вам пришлось отказываться от каких-то привычек в связи с тем, что Вы стали актрисой? Может кто-то из режиссеров говорил о необходимости "подправить" внешность?

Особенно отказываться было не от чего, я себе все позволяю. Конечно, нужно держать себя в форме. Кроме того, специфика профессии влияет на распорядок дня. Когда у тебя съемки утром, не будешь ложиться в 3 часа ночи. Ну, а особых издержек профессии я для себя не нахожу.
Что касается внешности, никто никогда не предлагал ничего "исправить". Да у меня и денег таких нет на хорошую косметическую операцию. И потом, мне кажется, что меня в училище взяли, потому что мой типаж подошел.

Для Вас стало неожиданностью приглашение сниматься у французского режиссера Лорана Жауи в фильме "Таяние снегов"?

Дело в том, что сценарий к фильму написал Александр Адабашьян, а я снималась у него в "Азазеле". И когда был написан сценарий, Александр Артемович, прочитав его еще раз, сказал: у меня есть похожая девочка. И предложил Лорану Жауи со мной встретиться, сказав, что если я не подойду, не понравлюсь, будем искать другую актрису. Но когда Лоран со мной встретился, он сказал, что это стопроцентное попадание, чего он не ожидал.
Сейчас съемки уже закончились, и полторы недели назад я вернулась из Франции. Демонстрация фильма во Франции начнется осенью 2003 года, одновременно его увидят зрители Швейцарии и Бельгии.

У Вас в этом фильме главная роль?

Одна из главных. С этой девочкой, с моей героиней, связано в этом фильме четыре человека.

Во время съемок, что на Вас произвело самое большое впечатление?

Меня потрясла французская группа.

Она отличается от российских? Чем? Тяжело было с ними работать?

Знаете, у них все построено на логике, но именно их, французской логике, и каждый занимается только своим делом. Нет хаоса, импровизации, помощи друг другу. Каждый отвечает за свое дело. Нужно пришить пуговицу пятому человеку в седьмом ряду, и нельзя снимать, пока ее не пришьют. Причем этой пуговицы никто не увидит, но это работа, и ее досконально нужно сделать. На авось ничего не проходит.
Сложно было привыкнуть, что куча времени уходит на пришивания пуговиц, на какие-то с нашей точки зрения бесполезные вещи. Я не могу сказать, что они трудолюбивее, чем мы. Скорее более скрупулезные во всем.
И работать с ними достаточно тяжело. Тяжелее, чем с нашими. У них другой менталитет, они совершенно другие люди. Ты - как инопланетянин, которого они разглядывают, потому что по-прежнему считают, что в России ходят медведи по улицам, и с утра все пьют водку.

Марина, Вам повезло сниматься у Павла Лебешева. Сохранились ли у Вас какие-то воспоминания о работе с ним?

По-моему, о нем можно книгу писать. Он гениальный оператор, и человек необыкновенный. Знаете, когда от человека невозможно оторвать взгляда. Смотришь на него и понимаешь, что перед тобой легенда и личность огромного значения. Он производил на людей какое-то такое загадочное впечатление, но забыть его невозможно. Его можно или очень сильно любить или быть с ним кровными врагами. Но в большей степени его все любили, и я тоже.
И работать с ним мне было очень легко. Мне повезло, что в польской картине Ежи Гофмана оператором был Лебешев, и все польские актеры шутили, что у меня своя русская мафия, потому что он много работал со мной. Он ставил все мои планы, показал где, как повернуться. Где я буду более благородной, где попроще. Как мне нельзя сниматься, как можно, как нужно смотреть на свет, как нужно видеть себя камерой. Павел Тимофеевич стал для меня настоящим учителем в операторском деле и очень большим другим. Мне очень горько, что его нет с нами.

Раньше Вы говорили, что никогда бы не стали раздеваться во время съемок. Не изменилась ли Ваша точка зрения?

Я говорила о том, что режиссер может, не раздевая актрису, сделать кадр очень эротичным и очень сексуальным. Эта точка зрения осталась. Но если режиссер будет считать, что обнаженная натура необходима, и докажет мне, что это будет на пользу фильму и моей роли, может когда-нибудь я и соглашусь.

"Последний герой" был для Вас игрой или реальной жизнью?

Мне этот вопрос задавали во время игры, журналисты, которые приезжали на остров. Я тогда не смогла ответить. Я начала говорить, что это жизнь, потому что мы по-настоящему подключаемся, по-настоящему переживаем за что-то. В тот же время они говорят: а как же правила игры, обстановка? Я подумала, а может быть и игра.
Скорее всего, "Последний герой" это сочетание игры и жизни. Но то, что у меня в жизни очень много изменилось после этой игры, после этого шоу - реальность. Значит, был какой-то определенный этап в моей жизни.

Скажите, Марина, что Вы почувствовали в первый момент, когда Вам сказали, что Иван Демидов выбыл из "Последнего героя"?

Я не поверила этому. Я думала, это какая-то шутка. У нас ни один человек не выбывал из-за ловушки. До этого Лена Перова и Володя Пресняков тоже попадали в ловушку, но оба вернулись. Я посчитала, что это розыгрыш.
У меня вообще был очень трудный день. Я даже запомнила число - 12 декабря. У моих родителей был юбилей свадьбы, но мне не дали позвонить, хотя это стояло в контракте. У меня было очень много своих личных переживаний, и еще одно на мою голову свалившееся несчастье. Все вместе еще раз доказало - день для меня не удался.

Та линия, которая наметилась в Ваших отношениях с Иваном Демидовым, запланированный сценарий или реальность?

С моей стороны все было искренно. По крайней мере, я старалась вести себя искренне. Сейчас мы очень хорошо общаемся, часто встречаемся. Он замечательный человек, очень мне помогает. Спасибо ему за это.

А со стороны Ивана?

Думаю, тоже. Хотя о его личной жизни лучше спрашивать у него самого. Мне кажется, что каждый участник игры был искренен. Ничего не скрывалось друг от друга. Мы вели себя "по-настоящему", и благодаря этому у нас со всеми сохранились хорошие отношения.

Вы недавно проговорились, что у вас в жизни появился любимый.

В последнее время меня вообще в жизни окружают любимые люди. И любимая профессия, ставшая для меня счастью моей жизни.

И любимые собачки и кошечки?

Нет, на собак и кошек у меня нет времени. Просто сейчас так складывается моя жизнь, что действительно вокруг меня очень дорогие для меня люди. И профессия, мне просто благоволит сейчас.
А личная жизнь - это моя личная жизнь. Она потому и личная, чтобы никого в нее не пускать. Там стоит даже прилагательное - личная, т.е. моя. Поэтому я хочу оставить ее себе. По крайней мере, хоть что-то.

Помню, Вы как-то сказали, что столько снимались в роли невест, что уже и не знаете, выйдете ли замуж. Не появилось ли у Вас в последнее время больше оптимизма?

Оптимизма стало больше. Но то, что я сейчас не планирую выйти замуж - точно. Это стопроцентная, правда с моей стороны. Да и рано пока еще.

Верите ли Вы в Бога?

Да, я верующий человек. Православная, конечно. И в церковь хожу. И в Москве, и в Питере.

Вы следите за политической ситуацией в стране, в мире?

Она как-то параллельно проходит моей жизни. Конечно, я знаю, что война в Ираке идет. Мне, как и всем, не хочется войны, хочется мира, спокойствия.

Вам нравится наш президент?

Он замечательный, наш, из Петербурга. Я вообще к людям из Петербурга отношусь очень хорошо.

А если бы он был из Воронежа?

Не знаю, как бы складывались мои отношения с ним, но то, что он из Петербурга, мне очень льстит это.

Вы хотели бы сниматься в фильмах для детей?

С удовольствием, потому что дети - самый настоящий зритель, который оценивает тебя просто, какая ты есть. Он не будет лукавить, не будет искать какой-то подоплеки в твоей игре, тебя ждет самая искренняя реакция. Поэтому мне кажется, что это очень приятная работа.
Но сейчас, к сожалению, очень мало делают детских фильмов, и мне даже горько от этого. Потому что я сама воспитывалась на сказках, которые мне очень нравились. Была такая передача, тети Вали - "Сказка за сказкой", и я всегда ждала пятницы. Помню, что это в пятницу было.

Вы сейчас заканчиваете "Щуку". Я знаю, что актеры не любят говорить о планах. Но какие-то есть на ближайшее будущее?

В июне у меня выпускной. И ближайшие планы - это сдача государственных экзаменов. А потом увидим. Все-таки нельзя ничего говорить, а конкретных предложений нет.

Вы надеетесь пойти в театр играть?

Да, я очень хочу, чтобы у меня были какие-то роли в театре. Мне это очень интересно. Мне бы хотелось верить, что я театральная актриса, потому что в принципе я получаю огромное удовольствие, выходя на сцену. И то, что происходит контакт между зрителем и актером - это непередаваемое ощущение. Кино - это немножко другое.

Вы нравитесь себе в фильмах? Смотрите их?

По-разному. Смотрю, поскольку мне интересно увидеть себя со стороны, а в процессе съемок режиссеры не любят, чтобы актеры смотрели материал. Поэтому мне интересно, как получился фильм в целом, и моя роль в нем, уже сведенная. Но я очень самокритична и не могу сказать, что я получаю удовольствие от увиденного, от своей работы.

Есть фильм, в котором Вы сыграли и который Вам не нравится?

Да, есть работа, которая мне не нравится ужасно, и я за нее стыжусь и даже не называю ее, чтобы вообще забыть о ней.

Потому что Вы там плохо играли?

Там было отрицательное совпадение всего - сценария, костюмов, режиссера.

Так почему же согласились?

Молодая, наверно, была, глупая.

Вы же играете то всего 3 года.

Да, но уже есть такая работа, о которой я жалею. Но зато были приятные встречи с актерами, даже в этой работе.
Поэтому, все, что ни делается, все к лучшему.

Свешникова Мария

© Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000.