Марина Александрова - о съемках сериала МУР

Марина Александрова - о съемках сериала МУР16 апреля телеканал «Россия 1» начинает показ детективного сериала о буднях Московского уголовного розыска во время Великой Отечественной войны. За экранизацию истории, в основу которой легли пять повестей писателя Эдуарда Хруцкого, взялись создатели таких громких фильмов, как «Исаев» и «Ликвидация». Правда, по признанию продюсера Евгения Попова, «МУР» (а именно так называется новый проект) оказался самой тяжелой работой в его карьере.

Идея снять фильм о буднях Московского уголовного розыска пришла в голову продюсерам после того, как они прочитали книгу Эдуарда Хруцкого. В ней семь детективных историй, объединенных между собой главным героем — благородным сыщиком Иваном Даниловым. Пять частей, действие которых происходит в годы войны, было решено экранизировать. По сюжету, в Москву приезжает опасный рецидивист с целью превратить и без того неспокойный город в криминальную столицу. Под его присмотром в Москве начинают одна за другой появляться бандитские группировки, причем в основу сценария попали и реальные криминальные истории (например, дело о «попрыгунчиках»). Правда, сценарию не хватало личной человеческой истории, поэтому ее решили дописать, прибегнув к помощи профессиональных драматургов.

— Первый вариант сценария понравился телеканалу, но не понравился нам, — признался Попов. — И вот когда уже было объявлено о начале съемок, мы взяли на себя смелость переписать сценарий с нуля.

В итоге над историей работало три драматурга: мужчина и две женщины. Причем женщинам было поручено придумать глубокую и напряженную любовную драму. В качестве же режиссера в проект был приглашен Эльер Ишмухамедов (сериал «Катя»). Продюсеры решили, что он лучше остальных претендентов чувствует военное время.

Главную роль в «МУРе» играет Михаил Ефремов. Вернее, сначала на роль благородного сыщика пробовался Сергей Маковецкий, и он даже был утвержден, но обстоятельства сложились так, что Данилова сыграл все-таки Ефремов. Теперь зритель увидит актера в непривычном для него образе почти совершенного человека:

 
— Пришлось над собой поработать, чтобы сыграть благородство, мужество, бескомпромиссность, интеллигентность, глубокий характер, — делится актер. — В жизни я не такой положительный.

Интересно, что съемочная группа ждала от Ефремова неприятностей, думая, что он будет нарушать дисциплину и срывать съемки. Каково же было их удивление, когда актер послушно выполнял все команды режиссера и даже брал «домашнее задание» — прорабатывал дома отдельные эпизоды. Вопреки разговорам о том, что у Ефремова имеются проблемы с алкоголем, директор по кастингу утверждает, что на съемочной площадке ни разу не видела актера нетрезвым. Кстати, именно Ефремов был на съемках главным балагуром, все время придумывая шутки и розыгрыши. Так, например, однажды актер подговорил операторов включить диск, чтобы режиссер увидел в аппаратной совсем не то, что происходит на площадке.

Партнершей Ефремова стала Марина Александрова — именно с ней актер играет непростую историю любви. Интересно, что актриса оказалась задействована в одном фильме с двумя своими бывшими мужчинами — Иваном Стебуновым и Александром Домогаровым, причем второй играет в «МУРе» опасного рецидивиста и героя-любовника в придачу.

— Домогаров и Александрова в кадре практически не пересекались, — рассказывает режиссер-постановщик Эльер Ишмухамедов. — Мы старались быть тактичными в этом  отношении. К моменту начала съемок Александрова еще была замужем за Стебуновым, их отношения разладились позже.

Съемки «МУРа» длились более восьми месяцев — огромный срок для современного сериального кинопроизводства. Причем наиболее ключевые сцены снимались как в аномальный 35-градусный мороз, так и жарким летом 2010 года, когда все съемочная группа была вынуждена ходить в марлевых повязках.

— Мы испытали все прелести нашей погоды: зима была и теплой, и лютой, — рассказывает режиссер. — Много смеялись, обсуждая, какие же немцы дураки, что сунулись сюда. Народ, который живет в таком климате, победить невозможно.

Самую большую работу провели реквизиторы и художники-постановщики: им пришлось отыскать несколько десятков единиц настоящей военной техники, в том числе ретро-поезд и теплоход. Погода влияла и на их работу: техника не заводилась, и реквизиторам пришлось изрядно понервничать, чтобы в кадре все работало и выглядело естественно.

— У нас был замечательный художник — Валентин Гедулянов, — говорит Эльер Мухитдинович, — работавший во всех картинах Станислава Говорухина, начиная с «Вертикали». Он потрясающе дотошен, тщательно изучал материал, сидел в библиотеках, знал все — вплоть до того, какие этикетки на бутылках были в ту эпоху, какие рюмки и вилки.

Не обошлось на съемках и без чрезвычайных ситуаций. Когда снимали сцену с лошадьми, один конь испугался и помчался в толпу, сбив актрису массовки. Женщина чудом осталась жива, но была вынуждена обратиться за помощью к врачам.

Впрочем, создатели сериала признаются: все плохое забылось, после того как они увидели результат, ведь «МУР» нравится им гораздо больше, чем «Ликвидация» и «Исаев».

Источник: www.vokrug.tv