«Роль» Константина Лопушанского

Непривычно лихой как для себя сюжет, сам Лопушанский делает настоящей основой для хорошего многоуровневого исследования, наверное сразу нескольких хороших пластов и также проблем бытия, от настоящего смысла жизни до самого смысла смерти, от настоящего предназначения искусства до настоящих закономерностей развития всей истории, от любви и до политики, от свободы воли и до предопределённости судьбы. И при этом всем, как и полагается очень большому художнику, то вопросов сам Лопушанский задаёт намного больше, чем предлагает своих ответов. Так, зрителю только лишь самому предлагается решить, а была ли принятая самим Евлаховым на себя совершенно чужая судьба как его собственной, и играет ли он эту роль или же проживает жизнь, и движет ли им настоящее безумие или же гениальность. Мудрость ли это которой обладает пожилой человек или глупое восприятие мира молодого.
Пожалуй, наверное, один из совершенно немногих ответов, тех который Лопушанский все же даёт со всей определённостью, и вопреки вынесенным за рамки всего экранного действия настоящим историческим обстоятельствам, и заключается в том, что сама революция, то есть Гражданская война стала настоящим началом конца. И неслучайно в хаосе настоящего социального катаклизма в саму первую очередь гибнут же дети; а затем, лишь, несмотря на свою же победу, стреляются и творцы переворота; так возвещающие эру перемен яркие красные знамёна на одинокой монохромной плёнке они окрашиваются в безнадёжно чёрный; и после плетутся по рельсам, постепенно замедляя свой ход, поезда - настоящие символы того времени.
Затрагивая же каждой своей замечательной картиной, наверное принципиально нерешаемые настоящие вечные проблемы, сам Лопушанский, вместе же с тем, непременно же попадает и в нерв своей настоящей эпохи. Вот и в самой «Роли» наша современность все же просматривается при всей как бы кажущейся от неё некой отстранённости. В этом тщательно воссозданном 1923-ем году видится уж до боли знакомое: и смутное время, и полная дискредитация идеалов, и раскол сознания.